Понедельник, 29.04.2024, 11:02
Отдел образования Лопатинского района Пензенской области
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [6]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 124
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Новый Федеральный закон «Об образовании» «упраздняет» школу
Новый Федеральный закон «Об образовании» «упраздняет» школу Уважаемые жители Лопатинского района! Сегодня мы хотели бы обратить Ваше внимание на наиболее важные изменения, которые коснулись системы образования Российской Федерации. 29 декабря 2012 года был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. На протяжении двух лет шло широкое, многоэтапное общественное обсуждение законопроекта, в котором принимали участие органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные организации, профсоюзы работников народного образования и обычные граждане. Была проведена общественная экспертиза в соответствии с Правилами проведения общественного обсуждения проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов. В результате накануне нового года Президентом Российской Федерации был подписан закон. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вступает в силу с 1 сентября 2013 года, с начала нового учебного года. Для выполнения этих мероприятий в Министерстве образования и науки РФ и Пензенской области созданы рабочие группы по реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Что же касается самого Закона. Надо отметить, что Закон «Об образовании в Российской Федерации» разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области образования. Закон устранил имевшиеся противоречия и пробелы в нормативных правовых актах. Законодательное оформление получили такие важные аспекты, как правовой статус участников образовательных отношений, правовые гарантии обеспечения доступности и качества современного образования, получения образования в соответствии со склонностями и потребностями. Отдельные главы Закона посвящены регламентации правового положения образовательных организаций и иных организаций, осуществляющих обучение, обучающихся и их родителей (законных представителей), а также педагогических работников. В частности, в Законе подробно урегулированы права педагогических работников, их обязанности и ответственность, установлены дополнительные гарантии педагогическим работникам в части оплаты труда, организации их профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Впервые на законодательном уровне закреплены особенности организации и предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, нуждающимся в дополнительной социальной и правовой поддержке. Особое внимание в Законе уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных организациях, обеспечивающим возможность осуществления инклюзивного и интегрированного образования. Одной из новелл Закона является закрепление понятийного аппарата, устанавливающего наиболее значимые и часто употребляемые понятия и определения (образование, воспитание, образовательная программа, квалификация, образовательная деятельность и другое). Введение соответствующих положений в Закон позволило унифицировать используемые в сфере образования понятия и привести к единообразию в этой части правоприменительную практику. В Законе закреплены современные требования к образованию, связанные с внедрением в образовательную практику новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения. В частности, впервые на законодательном уровне в нем выделены отдельные нормы, посвященные: кредитно-модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц; сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях; использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе; обучению по интегрированным образовательным программам; образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе и другим. Также на уровне федерального закона регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования. Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования (в том числе порядок признания организации федеральной инновационной площадкой), перечень федеральных инновационных площадок будет установлен Министерством образования и науки Российской Федерации. Порядок признания организаций региональными инновационными площадками будет установлен Правительством Пензенской области. Какие же наиболее значимые изменения в системе образования предусмотрены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»: 1. Дошкольное образование выведено в самостоятельный уровень общего образования. Законом предусмотрено утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 2. С 1 января 2014 года за счет средств областного бюджета будет осуществляться обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных и частных дошкольных образовательных организациях. Для реализации выше указанных государственных гарантий в муниципальных дошкольных образовательных организациях местным бюджетам будут предоставлены субвенции из областного бюджета в части расходов на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек в соответствии с нормативами, которые будут установлены нормативным правовым актом Пензенской области. Для финансового обеспечения получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов будут наделены соответствующими полномочиями с предоставлением субвенций из областного бюджета. Финансирование частных дошкольных образовательных организаций будет осуществляться органами местного самоуправления в рамках реализации переданных полномочий путем предоставления субсидий на возмещение затрат (статья 78 Бюджетного кодекса Российский Федерации) в тех же размерах, что финансирование муниципальных дошкольных образовательных организаций. Содержание зданий и оплата коммунальных услуг в муниципальных дошкольных образовательных организациях будет, как и раньше осуществляться за счет средств местных бюджетов. 3. Что касается государственной поддержки дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, то в соответствии с Законом это является правом, а не обязанностью субъекта Российской Федерации. 4. Закон закрепил деление образовательных организаций на типы - по уровням реализуемых образовательных программ, отнесенным к основному виду деятельности образовательной организации. При этом виды образовательных организаций в рамках типа упразднены, т.е школа школой теперь называться не будет. Взамен этого предусматривается возможность использования в наименовании образовательной организации специальных названий. Законом установлены типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: 1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми; 2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования; 3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования; 4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность. Установлены типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы: 1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам; 2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам. В заключительных положениях Закона установлен порядок определения тождественности образовательных программ, реализующиеся в Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и наименований образовательным программам, предусмотренных Законом. Установлен порядок соотнесения образовательных уровней, установленных в Российской Федерации до дня вступления в силу Закона, и уровней образования, установленных Законом. 5. Законом разрешено организовывать индивидуальный отбор при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации, т.е. если ученик захочет продолжить обучение в 10 профильном классе, то он обязан сдать на экзаменах 2 обязательных предмета по профилю. 6. В Законе разведено, что образование может быть получено как посредством обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне таких организаций (путем самообразования, семейного образования). При этом экстернат исключен из форм обучения и рассматривается в Законе как инструмент, обеспечивающий возможность прохождения лицами, получившими образование вне образовательных организаций, промежуточной и итоговой аттестации в имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях,
а также получения документа об образовании. 7. Одно из нововведений Закона – мониторинг системы образования, который представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Организация мониторинга системы образования осуществляется федеральными государственными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования. Порядок осуществления мониторинга системы образования, а также перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу, будет установлен Правительством Российской Федерации. 8. Установлен особый порядок ликвидации и реорганизации образовательных организаций. В соответствии, с которым принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении Пензенской области, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений будет установлен Правительством Пензенской области. 9. Законом признан особый статус педагогических работников в обществе. Сохранены социальные гарантии, которые предоставлены действующим Законом Российской Федерации «Об образовании». При этом предусмотрено право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года (сейчас не реже, чем один раз в пять лет). Предусмотрено, что порядок предоставления длительного отпуска сроком до одного года не реже, чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы будет установлен Министерством образования и науки Российской Федерации (сейчас такой порядок устанавливается учредителем образовательного учреждения). В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Законом закреплено, что расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций (включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Закона) не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации. Введено такое понятие как конфликт интересов педагогического работника – ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованностзаинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Педагогический работник организации ( ранее школы), осуществляющей образовательную деятельность, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника. Кроме этого, к компетенции образовательной организации отнесено установление требований к одежде обучающихся (школьная форма). В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время на уровне Российской Федерации тоже идет приведение нормативных правовых актов в соответствие с требованиями Закона. На сайте Министерства образования и науки Российской Федерации проходит общественное обсуждение указанных проектов.
 Главный специалист Отдела образования И.А.Каржаева
Категория: Мои статьи | Добавил: ev-gen (25.03.2013)
Просмотров: 1352 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024